Вчера, 23 октября, состоялось заседание №10 Рабочей группы «Разработка Стратегии развития саморегулирования». Повестка дня заседания включала четыре вопроса. Ключевым стал первый вопрос: «Обсуждение Проекта доклада об оценке результативности системы саморегулирования, внедренной в отраслях и видах экономической деятельности, подготовленного Департаментом государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России (далее - проект доклада)».
По сути, эксперты Правительства проделали колоссальную работу подготовив серьезный, объемном в 82 страницы аналитический документ, который дает официальный ответ на волнующий многих вопрос: состоялось или нет в России саморегулирование.
В распоряжении Информационного портала оказался проект этого доклада, который, нет сомнений, даст широкое поле для размышлений и комментариев сторонников и противников саморегулирования.
В докладе речь идет не только об обязательном, но и добровольном саморегулировании, постепенном внедрении системы СРО во все сферы экономики. Впрочем, здесь сами эксперты МЭРа отмечают, что в наметился сильный перекос в сторону организаций, занимающихся управлением недвижимостью и ЖКХ – что объясняется грядущей обязаловкой, а также строительных и энергетических организаций – где обязаловка уже введена.
Численность саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве хозяйствующих субъектов и образованных в соответствии с «базовым» законом составляет по состоянию на 1 октября 2014 г. 409 организаций. Большинство саморегулируемых организаций, внесенных в соответствующий реестр СРО (порядка 25% от общего числа), действуют в сфере управления недвижимостью и жилищно-коммунальным хозяйством. Кроме того, значительная часть саморегулируемых организаций объединяет экспертов и экспертные организации в области промышленной и пожарной безопасности, технической экспертизы (в том числе автотранспорта). При этом в реестре практически полностью отсутствуют организации, действующие на потребительском рынке, в сфере сельскохозяйственного и пищевого производства, незначительно представлены союзы товаропроизводителей
На строительный комплекс приходится 508 предприятий, куда входят субъекты предпринимательской деятельности в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.
Далее авторы документа остановились на развитии основных институтов саморегулирования, которые должны быть реализованы системой СРО. Одним из них была названа стандартизация. Однако здесь ничего утешительного МЭР не видит: «Анализ свидетельствует о недостаточно активном включении профессионального и предпринимательского сообщества в процесс стандартизации… подход к разработке стандартов является сугубо формальным, то есть нормы таких документов попросту дублируют положения федеральных законов и (или) стандартов, стандарты содержат лишь общие декларативные положения, не оказывающие существенного влияния на характер и принципы осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, либо в качестве стандартов утверждаются документы, вообще никак не связанные с предметом и задачами стандартизации».
Не остались в стороне от анализа и знаменитые дорогие стандарты СТО НОСТРОй. Авторы напомнили, что в отношении представленного Минстроем России проекта распоряжения Правительства РФ, на основании которого СТО должны были быть включены в национальные стандарты и своды правил, подготовлено отрицательное заключение. Его Минэкономразвития направило в Минстрой письмом от 28 августа 2014 года № 20751-ОФ/Д26и. В нем отмечен «в целом крайне низкий уровень проработки нормативно-технических документов», предложенных к включению в перечень национальных стандартов и сводов правил.
Критическая оценка дана и другой важнейшей задаче – развитию механизмов обеспечения имущественной ответственности. Здесь, правда, сделана оговорка, что эффективность этих механизмов «не поддается однозначной оценке», зато потом приведен общеизвестный факт: «практически полное отсутствие фактов выплат из компенсационных фондов саморегулируемых организаций не дает оснований говорить об эффективности применения указанного механизма».
Предполагалось, что процедура компенсации вреда лицам, пострадавшим от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов будет упрощена за счет работы СРО. Вместе с тем, действующее отраслевое законодательство в области саморегулирования практически не содержит положений, регулирующих указанные вопросы, компенсация ущерба осуществляется только в случае наступления страхового случая, признанного страховой компанией, либо по решению суда, возможности участия самой саморегулируемой организации в указанном процессе крайне ограничены.
Это означает, что более 70 миллиардов рублей (данная цифра приведена в докладе) заморожены в компенсационных фондах строительных СРО и какой-либо полезной функции не несут.
Также в докладе говорится и о пресловутых административных барьерах, которые, по идее, должны были помочь СРО сокрушить все чиновничью препоны – вроде бы, именно такие цели преследовали, когда заменяли государственное и «коррупциогенное» лицензирование благородным демократическим саморегулированием. Но и тут «благоприятные условия и стимулы для значимого повышения качества отраслевого регулирования за счёт развития самоорганизации бизнеса созданы не были. Такой подход не способен привести ни к снижению непроизводительных расходов бизнеса, ни к ограничению недобросовестного поведения как участников рынка, так и контролирующих структур. Более того, при применении именно формального подхода возникает существенный риск использования схем саморегулирования в качестве административного барьера, обеспечивающего поток частных доходов его операторам».
Последняя фраза – тонкий намёк на весьма толстые обстоятельства работы Национальных объединений сверху донизу пронизанных конфликтами интересов. Дана и примерная финансовая оценка средствам, в которые строителям обходятся СРО и которые так или иначе контролируют Нацобъединения: совокупный объём расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соблюдение установленных требований по обязательному членству в саморегулируемых организациях в сфере строительства накопленным итогом с 2009 года может быть оценен, по меньшей мере, в 140 миллиардов рублей и прирастает на величину в 15 – 20 миллиардов рублей ежегодно. При том, что степень воздействия сложившихся регулятивных механизмов на безопасность объектов капитального строительства представляется незначительной, а выстроенная система гарантирования возмещения вреда до настоящего момента не востребована рынком.
В целом, доклад экспертов МЭР носит минорный характер и далек от оптимистических оценок, как всей системы саморегулирования, так и строительного саморегулирования в частности. Тем не менее, эксперты полагают, что ставить крест на саморегулировании пока рано. Они предлагают всего лишь разработать концепцию совершенствования института саморегулирования, направлению на решение нескольких важных задач. Среди таковых:
– формирование стимулов у участников предпринимательской и профессиональной деятельности для создания добровольных саморегулируемых организаций и использования регулятивных механизмов, предлагаемых институтом саморегулирования;
– выработка базовых принципов принятия решений о целесообразности введения саморегулирования с обязательным членством;
– рассмотрение вопроса об исключении предусмотренных законодательством Российской Федерации требований об обязательном членстве в саморегулируемых организациях в тех сферах (отраслях), где отмечена низкая результативность и не достигнуты заявленные цели института саморегулирования;
– совершенствование механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также правил и процедур, обеспечивающих их реализацию.
То есть, переформатирование саморегулирования предлагается не для всего строительного саморегулирования, а фактически для принципа обязательного членства. Заметим – не добровольного участия СРО в национальных объединениях, чего так хотелось бы нашим саморегуляторам, а добровольности участия самих строительных фирм в партнерствах. Для чего, понятно, нужно будет уже не просто выдавать допуски, но думать и работать, предлагая новые услуги, поддерживая своих участников, разрабатывая полезные документы, осуществляя информационную и образовательную поддержку.
Готовы ли саморегуляторы выживать в таких нетепличных условиях?
И последнее. Столь серьезный документ не мог появиться в самодеятельном порядке – это, безусловно, отражение и дальнейшее развитие либерального взгляда на развитие саморегулирование (в пику проводимой Минстроем политике реформ в духе командно-административной модели, отказу от саморегулирования и возвращению к лицензированию). Многое зависит от того насколько сильны позиции у противников командно-административной системы и какие шаги предпримет саморегулируемое сообщество, будет оно активно или пассивно.
По итогам прошедшего заседания Рабочей группы «По разработке Стратегии развития саморегулирования в России» были сформулированы следующие решения:
1. Предложить членам Рабочей группы и членам Совета ТПП по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности (далее – Совет) до конца дня 24.10.14 г. (пятница) направить свои замечания и предложения по проекту Доклада об оценке результативности системы саморегулирования, внедренной в отраслях и видах экономической деятельности, подготовленного Департаментом государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России.
Основной акцент сделать:
- на анализе причин, почему не работают законодательно установленные механизмы обеспечения качества выполняемых работ / оказываемых услуг и формирования добросовестной конкуренции;
- на демонстрации положительных примеров саморегулирования в различных отраслях;
- формулировках выводов к Докладу, направленных на развитие саморегулирования.
2. Членам Рабочей группы до конца дня 28.10.14 г. прислать Секретарю Рабочей группы текст по закрепленным за ними положениям Стратегии.
3. Заседание № 11 Рабочей группы провести 30.10.14 г. Тема заседания – обсуждение проекта основных положений Стратегии для подготовки итоговой редакции в раздаточный материал II Международной конференции «Практическое саморегулирование». Заседание № 12 Рабочей группы провести 11.11.14 г. Тема заседания — обсуждение докладов и презентаций на II Международной конференции «Практическое саморегулирование» (готовые доклады продолжительностью 10-15 минут и презентации к ним).
4. К заседанию № 11 Рабочей группы 30.10.14 г. членам Рабочей группы, обеспечить готовность материалов по своим выступлениям для печати раздаточного материала Конференции (название темы, описание объемом 500 знаков и краткие тезисы).
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных