04.05.2011г. вступил в силу Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – 99-ФЗ). Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – 128-ФЗ) признан утратившим силу.
Очевидно, что такая замена, с учетом проводимой государством политики, вызвана необходимостью снять излишние административные барьеры перед субъектами предпринимательства. Отрадно также, что 99-ФЗ, в отличии 128-ФЗ, практически не содержит нечетких и размытых формулировок, создающих условия для коррупционных проявлений как со стороны лицензирующих органов, так и лицензиатов.
В отличие от 128-ФЗ, 99-ФЗ имеет:
- сокращенный перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия (49 вместо 85);
- более четко сформулированные цели и задачи лицензирования;
- расширенный и конкретизированный перечень полномочий Правительства Российской Федерации в области лицензирования;
- положение об отсутствии у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации прав по установлению лицензированных видов деятельности, за исключением, когда такие полномочия переданы им Российской Федерацией в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- статью о правах, обязанностях и ответственности должностных лиц лицензирующих органов;
- сокращенный перечень лицензионных требований;
- положение о бессрочности действия лицензии;
- положение о возможности направления заявления и получения заявителем лицензии в форме электронного документа;
- конкретно сформулированные требования к отношениям, связанным с проведением лицензионного контроля;
- конкретно установленный порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии.
99-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением ряда статей, вступающих в силу с 1 июля 2011г., с 1 января 2011г и с 1 июля 2012г.
При этом, статья 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии» вступает в силу одновременно с законом за исключением пункта 14 в части деятельности по тушению лесных пожаров, которая применяется с 01 января 2012г.
Лицензии на виды деятельности, предоставленные до дня вступления 99-ФЗ в силу, действуют бессрочно, за исключением лицензий на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ которые выполняются. Такие лицензии по истечении срока их действия подлежат переоформлению.
В соответствии с пунктом 15 статьи 12 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Таким образом, многолетний спор о необходимости лицензирования деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности между окружными федеральными арбитражными судами (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 09.12.2010г. №А-72-6634/2010, Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010г. №А29-4607/2010, ФАС Уральского округа от 06.04.2010г. №ФО9-2109/10-С1, ФАС Центрального округа от 20.10.2010г. №А-62-9851/2009 и др.), а также Федеральной антимонопольной службой, Министерством регионального развития, Министерством экономического развития и Министерством по чрезвычайным ситуациям (см. письма Мирегионразвития от 01.02.2010г. №3378-СК/08, Минэкономразвития от 23.01.2009г. №1412-СМ/08, от 02.02.2010г № Д05-246, от 23.07.2010г. №13057-АП/Д05, Федеральной антимонопольной службы от 01.10.2010г. №АЦ/33171, МЧС России от 11.03.2010г. №19-1-15-1282) наконец-таки разрешен на законодательном уровне. К счастью, разрешен не в пользу Минэкономразвития и Минрегионразвития, требующих отмену с 01.01.2010г. лицензий в сфере обеспечения пожарной безопасности, что однозначно привело бы к снижению уровня противопожарной устойчивости объектов защиты. Причина в том, что названные Министерства не учитывали, что допуски от саморегулируемых организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, действуют только в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, и ни как не могут распространяться, в первую очередь, на работы в области пожарной безопасности, производимые на эксплуатируемых объектах защиты.
Отмену лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в отличии, например, от лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, которое прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего проведение аккредитации и (или) саморегулирования, 99-ФЗ не предполагает. Таким образом, инициатива ряда общественных организаций, внесших в Государственную Думу Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, предложения о создании саморегулируемых организаций в области обеспечения пожарной безопасности, соответствующей поддержки, во всяком случае пока, не нашла.
Одновременно 99-ФЗ не вносит и изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в части отмены допусков от саморегулируемых организаций на работы в области пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Таким образом, вопрос лицензий и допусков, остается разрешенным не полностью.
1. На право монтажа, технического обслуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, однозначно требуется соответствующая лицензия.
Вопрос подтверждения права на проектировании средств обеспечения пожарной безопасности для зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, остался законодательно не урегулированным по причине того, что с одной стороны подготовка проектной документации как один из видов работ по обеспечению пожарной безопасности в данную лицензию не включена, с другой стороны, выдача допуска от саморегулируемой организации на проектирование не возможно по причине того, эксплуатируемые объекты защиты под действие федерального законодательства о градостроительной деятельности не попадают. .
2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, возложено на Минрегионразвития Российской Федерации.
В настоящее время действует приказ Минрегионразвития Российской Федерации от 30.12.2009г. № 624, которым утвержден названный Перечень.
При этом, согласно пункта 2 названного приказа Перечень видов работ не включает в себя виды работ в отношении объектов строительства, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
В результате, опять возникает вопрос о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности или допусках на право проведения работ по проектированию и монтажу средств обеспечения пожарной безопасности на объектах строительства указанной категории.
3. В раздел III Перечня «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту», на которые должен выдаваться допуск от саморегулируемой организации, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности как отдельный вид работ не включен.
При этом, те виды работ, на которые должен выдаваться допуск и в которые, как подразумевается, входят составной частью и работы по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты (например, защита строительных конструкций, устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений, устройство наружных сетей водопровода и т.п.) в большинстве своем распространяются только на объекты капитального строительства, указанные в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.
На выполнение названных работ на других категориях объектов получение допуска от саморегулируемой организации не требуется и эти работы, согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, «… могут выполняться любым физическим или юридическим лицом».
Очевидно, что из-за перечисленных проблем и противоречий в федеральном законодательстве, государство не имеет возможности в полном объеме исполнить одну из своих важнейших функций – функцию по обеспечению пожарной безопасности, то есть обеспечению должного уровня состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Представляется целесообразным до вступления в силу 99-ФЗ:
1. Внести изменения в Пункт 1 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625, изложив его в следующей редакции:
«Настоящее Положение определяет порядок лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, производства работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности на объектах строительства, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также на объектах индивидуального жилищного строительства, осуществляемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями».
2. В целях реализации статьи 24 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ подготовить приказ Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, проектированию и монтажу средств обеспечения пожарной безопасности на объектах капитального строительства».
В Перечень включить работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работы по монтажу активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций).
Одновременно приказом установить, что Перечень включает в себя виды работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации - в отношении всех объектов капитального строительства, по монтажу – в отношении объектов капитального строительства, для которых требуется выдача разрешения на строительство.
3. Издать совместный приказ Минрегионразвития Российской Федерации и МЧС Российской Федерации, регламентирующий порядок проектирования активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности для эксплуатируемых зданий и сооружений, путем передачи данной функции членам саморегулируемых организации, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации
В.В. Кривошонок
Кандидат технических наук, генерал-майор внутренней службы в отставке
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных