- Пандемия, безусловно, повлияла на пенсионную отрасль. В связи со значительным снижением цен на нефть, высокой волатильностью на фондовом рынке, продолжающимся распространением коронавирусной инфекции значительно повысились риски всех финансовых организаций, в том числе и негосударственных пенсионных фондов.
В то же время, в том числе по просьбе СРО АНПФ, для поддержания способности НПФ осуществлять финансирование экономики и предоставлять финансовые услуги в период ограничительных мер, Банком России был предпринят ряд регуляторных и надзорных послаблений – в частности, предоставлена возможность отражать в бухгалтерском учете долевые и долговые ценные бумаги, приобретенные до 1 марта 2020 г., по справедливой стоимости, определенной на 1 марта 2020 г. и т.д.
В марте 2020 г. Банк России ввел временные регуляторные и надзорные послабления для НПФ: фондам предоставлена возможность заморозки цен на ценные бумаги, до 1 января 2021 г. Кроме того, Банк России взял на себя обязательство воздерживаться от применения мер в случае возникновения несоответствий структуры портфелей ПН и ПР установленным ограничениям, а также в случае выявления недостаточности активов по результатам стресс-тестирования, если такие несоответствия и недостаточность активов возникли исключительно в результате влияния рыночных факторов и величина несоответствия не превышает 50% от величины установленного структурного ограничения.
Реализация принятых Регулятором, НПФ и пенсионными СРО мер позволила НПФ продолжить поддержание кредитного качества активов на достаточно высоком уровне, сохранить устойчивое положение, а также полностью выполнить обязательства перед застрахованными лицами и участниками по назначению и выплате пенсий.
Тем не менее не многие НПФ воспользовались этой мерой и объем активов, которые переоценивались, незначителен, ввиду того, что НПФ, ведущие свою деятельность на рынке на дынный момент – «сильные игроки» с инвестиционными портфелями высокого кредитного качества, а основная доля вложений НПФ приходится на корпоративные облигации (54,4 и 47,8% в портфелях ПН и ПР соответственно) – преимущественно среднесрочные облигации ведущих российских корпораций реального сектора. Таким образом на текущий момент кредитный риск не несет системной угрозы для рынка НПФ.
Рынок НПФ также уверенно преодолел период повышенной волатильности. При этом, значительные колебания цен на фондовом рынке и негативные эффекты от пандемии не привели к реализации системных рисков в отрасли. При этом влияние существенного роста волатильности финансовых рынков на портфели пенсионных накоплений (ПН) и пенсионных резервов (ПР) НПФ было ограниченным ввиду значительной доли долговых инструментов в структуре активов фондов и снижения Банком России ключевой ставки.
Вместе с тем, по итогам III кв. т.г., средневзвешенная доходность пенсионного рынка была существенно выше, чем в I квартале, когда результаты их деятельности определяло резкое снижение фондового рынка в середине марта 2020 г., вызванное распространением коронавируса в России и в мире.
Так, по итогам 9 мес. 2020 года средневзвешенная доходность как ПН, так и ПР составила 4,8% против -0,4% и -0,14% по итогам Я кв. соответственно и позволила обыграть инфляцию за тот же период (3,8%). Медианная доходность фондов по итогам 9 месяцев 2020 года составила 5,1% по ПН и 5,1% по ПР.
- Действительно, принято решение о
подготовке и направлении в Банк России
и Государственную Думу законодательных инициатив:
- об исключительном виде деятельности НПФ;
В настоящее время границы между финансовыми продуктами и даже целыми сегментами финансового рынка стираются. При этом, законодательно отрасль НПФ продолжает быть ограничена по сути двумя направлениями деятельности – деятельность по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению. На наш взгляд, отмена исключительного вида деятельности для НПФ назрела давно. Реализация данной законодательной инициативы позволит:
• улучшить качество продуктов НПФ;
• предлагать клиентам новые опции (страхование, уход, гериатрия);
• расширить базу для других НФО;
• повысить маржинальность отрасли в целом.
При этом, на наш взгляд, усиление конкуренции НПФ между собой, а также другими участниками финансового рынка позволит повысить качество предлагаемых продуктов и клиентского сервиса, что, в конечном итоге, приведет к улучшению условий для клиентов большого числа финансовых организаций.
- о распространении налогового вычета по НДФЛ на третьих лиц;
Законопроект разработан с целью стимулирования развития НПО путем предоставления лицам, участвующим в системе негосударственного пенсионного обеспечения, дополнительных налоговых льгот и преференций. Исходя из рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), финансовые и налоговые стимулы являются эффективным инструментом для продвижения и развития пенсионных накоплений, они должны быть простыми, понятными, стабильными и едиными для всех типов пенсионных накоплений в стране. Пенсионные накопления, являются долгосрочными инвестициями. Оценивая сложившуюся сегодня ситуацию в России в части функционирования инструментов долгосрочного инвестирования и сравнивая её с ситуацией в других развивающихся странах, например, таких, как Мексика, Колумбия, Бразилия, Индонезия, Малайзия мы получаем следующую картину:
-в России доля депозитов занимает 85%, а на инвестиции приходится всего лишь 15%.
- в приведённых выше странах средняя доля депозитов составляет 36%, в то время как доля инвестиций составляет 64%.
Об уровне развития стимулов негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране говорит простое сравнение, например, соотношение пенсионных налоговых стимулов ко взносам в Израиле составляет 52%, в США 42%, в Словакии 37%, в Турции 31%, в Эстонии 27%, в Германии 22% в Польше 18%, а в России всего 13%.
Приведённые выше примеры не исчерпывающие, они явно свидетельствуют о недостаточном развитии НПО и его стимулирования в нашей стране, при этом указывая направления и перспективы для его развития.
Законопроектом предлагается установить налоговые льготы на выплаты пенсий по договорам, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими НПФ в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. При этом, законопроектом предлагается дополнить Налоговый кодекса Российской Федерации положениями, согласно которым суммы пенсий, получаемые по указанным договорам, не учитываются при определении налоговой базы для взимания налога на доходы физических лиц.
В настоящее время при определении налоговой базы для взимания налога на доходы физических лиц не учитываются только суммы пенсий, выплачиваемых по договорам НПО, заключенным непосредственно физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими НПФ в свою пользу.
Таким образом, предлагаемые изменения направлены на стимулирование заключения договоров НПО в пользу членов семьи и близких родственников, например, неработающих супругов, братьев, сестер или родителей, что приведет к увеличению пенсионного коэффициента замещения и росту дохода этих категорий граждан при достижении пенсионных оснований.
- об увеличении размера налогового вычета для пенсионных программ.
В настоящее время в соответствии с действующем законодательством налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета (СНВ)
в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору НПО, заключенному с НПФ в свою пользу и в пользу членов семьи и близких родственников, в размере фактически произведенных расходов (но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде).
Указанная максимальная сумма была установлена в 2008 году и после этого не пересматривалась. С учётом инфляционных показателей в нашей стране за прошедшее время с момента установления суммы в 2008 году её экономическое значение было серьёзно нивелировано. При этом в вышеуказанную сумму включаются также расходы на обучение в образовательных учреждениях, медицинские услуги и дополнительные взносы на накопительную пенсию и т.д. На практике чаще всего получается, что весь положенный вычет выбирается за счёт расходов, связанных с медициной и образованием, не оставляя лимита на НПО.
Таким образом, долгосрочные накопления на пенсию отодвигаются на последний план, поскольку СНВ включает в себя расходы на медицину, образование и т.п., являющиеся более приоритетными в молодом и среднем возрасте.
При этом СНВ является существенным стимулом при принятии решения гражданином о получении финансовой услуги.
Законопроектом предполагается выделить расходы на различные виды добровольного пенсионного обеспечения в отдельную статью – «Пенсионные налоговые вычеты», установив предельный размер расходов по данной статье на уровне 400 000 рублей в год.
Предполагается, что выделение пенсионного налогового вычета с одновременным увеличением его размера приведет к пересмотру социально значимых приоритетов граждан, повысит конкурентоспособность негосударственного пенсионного обеспечения на рынках сбережений, приведет к увеличению единовременных крупных пенсионных взносов (свыше 120 тыс. руб. в год) по договорам НПО, что, в свою очередь, в долгосрочной перспективе приведет к увеличению среднего коэффициента замещения утраченного заработка негосударственной пенсией для участников НПО, которое, по предварительным расчетам, должно составить около 2%.
Кроме того, предполагается, что в результате принятия законопроекта дополнительный объем средств пенсионных резервов, размещаемых в виде долгосрочных инвестиций в российской экономике, по итогам 5-летнего периода составит величину свыше 5,7 млрд. руб.
К приоритетным направления деятельности АНПФ на 2021 год, помимо вышеперечисленных Законопроектов, можно отнести такие ключевые направления как:
- Введение системы гарантирования НПО для граждан;
- Введение системы государственного софинансирования НПО для граждан;
- Расширение инвестиционных инструментов для увеличения доходности граждан и повышения маржинальности НПФ;
- Участие НПФ в разработке механизма ИИС-3 на равных условиях с УК;
- Перевод ОПС в Стандартный НПО граждан:
Данное предложение связано в первую очередь с продолжающимся мораторием
на формирование пенсионных накоплении граждан (в настоящее время продлен до конца
2022 года). Ввиду моратория пенсионные накопления граждан фактически не
формируются
и не участвуют в формировании коэффициента замещения утраченного заработка для
будущих пенсионеров. Одновременно с этим длинный инвестиционный ресурс не
формируется в том объеме в каком мог бы без моратория для развития экономики
страны.
Как выход из положения, мы видим перевод пенсионных накоплений в стандартную схему НПО с учетом использования сформированных накоплений в рамках ОПС как первого взноса в систему. В случае реализации данного предложения пенсионные накопления продолжат формироваться, что положительным образом скажется как на повышении коэффициента замещения, так и притоке новых взносов в пенсионную систему как инвестиционном ресурсе для реализации стратегических программ развития страны. Совместно с реализацией других ключевых вопросов развития НПО, данное предложение должно послужить серьезным толчком для развития всей пенсионной системы в интересах граждан.
Все вышеперечисленные вопросы, на наш взгляд, являются ключевыми для развития пенсионной отрасли. СРО АНПФ надеется на продолжение плодотворного взаимодействия с Банком России, заинтересованными органами исполнительной власти, Государственной Думой Российской Федерации, саморегулируемыми организациями финансового рынка, негосударственными пенсионными фондами, а также всеми заинтересованными сторонами для развития пенсионного рынка и улучшения пенсионных условий для граждан.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных