Система саморегулирования не стоит на одном месте. О новом этапе законодательного обеспечения саморегулирования в градостроительной сфере рассказывает Председатель Правления МОО «ФССБК», д.э.н., Заслуженный работник связи и информации Российской Федерации Юрий Иванович Мхитарян.
Совершенствование норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) — необходимое условие для обеспечения успешного достижения законодательно определенных основных целей и функций деятельности саморегулируемых организаций: установление специальной правоспособности, предупреждение причинения вреда законодательно охраняемым ценностям, повышение качества работ на объектах строительства федерального, регионального, местного уровня.
Анализ 13-летней правоприменительной практики показывает, что правовую основу деятельности саморегулируемых организаций составляют около 300 норм права ГрК РФ, которые, в основном, носят характер обязательных требований. Саморегулирование — не элемент либерализации, демократии, а одно из основных направлений государственного регулирования рыночной экономики — главная технология, позволяющая государству регулировать рыночную экономику путем формирования коллективного сознания определением правил предпринимательской деятельности и контроля за их исполнением, в основном, за счет интеллектуальных и материальных ресурсов участников саморегулирования.
На площадках Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, общественных организаций, в средствах массовой информации депутаты, представители профессионального сообщества, органов власти постоянно подтверждали необходимость изменения действующего законодательства и его совершенствования.14 апреля 2021 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись Парламентские слушания на тему: «Развитие саморегулирования предпринимательской деятельности как эффективной формы взаимодействия бизнеса и государства».
14 апреля 2021 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись Парламентские слушания на тему: «Развитие саморегулирования предпринимательской деятельности как эффективной формы взаимодействия бизнеса и государства».
На Парламентских слушаниях была не только подчеркнута важность повышения роли института саморегулирования, но и определены отдельные юридические проблемы, законодательные пробелы, которые необходимо решить, в их числе:
Анализ правоприменительной практики показывает, что действующая редакция норм права ГрК РФ требует изменения по следующим причинам:
Правовой механизм саморегулирования не может не соответствовать Федеральному закону от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее – Концепция), Положениям Указов и Распоряжений Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации), Постановлениям и Распоряжениям Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» должна проводиться оценка применяемых обязательных требований, которые должны создавать условия для достижения основных целей. Новый этап законодательного обеспечения саморегулирования должен быть направлен на создание условий для приоритетного развития саморегулируемых организаций.
В Концепции важной мерой признавалось укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования, использование всех возможных мер и средств гражданского законодательства для обеспечения добросовестного и надлежащего осуществления гражданских прав, использование гражданских обязанностей, усиление и повышение эффективности гражданско-правовой ответственности.
Руководящей идеей совершенствования правового механизма саморегулирования предлагается рассматривать повышение нравственных начал в предпринимательской деятельности, обеспечение безопасной, добросовестной деятельности, надлежащее осуществление гражданских прав, исполнение гражданских обязанностей, а также коллективная ответственность профессионального сообщества за своих членов.
Важно признать — саморегулируемые организации оказывают непосредственное влияние на формирование духовно-нравственной системы ценностей, осуществляют регулирование предпринимательских отношений для повышения эффективности гражданско-правовой ответственности.
Исходя из содержания и смысла Концепции, Федерального закона «О безопасности», ГрК РФ, основными целями саморегулируемых организаций необходимо рассматривать обеспечение безопасной и добросовестной деятельности. Внесение изменений в ст. 55.1 ГрК РФ позволит внести изменения в нормы права и организацию деятельности СРО.
Основными целями саморегулируемых организаций предлагается рассматривать:
Следует особо отметить, что обеспечения надлежащего исполнения договорных обязательств по договорам подряда на выполнение работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства необходимо добиваться не только по договорам подряда, заключенным на конкурентной основе отбора подрядчиков, но и по иным договорам подряда.
Обязательное членство в саморегулируемых организациях необходимо в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животному, растительному миру, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защите иных охраняемых законом ценностей (далее – охраняемые законом ценности).
Критерием введения обязательного членства является наличие риска причинения вреда при выполнении работ на объектах строительства (федерального, регионального, местного значения) охраняемым законом ценностям.
Законодательное обеспечение приоритетного развития СРО предполагает: решение задач саморегулирования на качественно новом уровне; повышение значимости саморегулируемых организаций в регулировании предпринимательской деятельности; установление партнерских взаимоотношений и тесного взаимодействия с органами власти при разработке и реализации государственной политики; стимулирование деятельности саморегулируемых организаций, осуществляющих координацию деятельности своих членов для обеспечения безопасной и добросовестной деятельности.
Для обеспечения поставленных целей нормы ГрК РФ должны быть дополнены такими статьями, как:
Подлежат изменению требования к ассоциациям (союзам), необходимые для приобретения статуса саморегулируемых организаций. Общность целей деятельности саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства определяет единство норм права, правовых средств и методов их обеспечения.
Предлагаемые критерии (требования) к ассоциации (союзу) для получения статуса саморегулируемой организации соответствующего вида:
Критерии, при которых саморегулируемые организации исключаются из Государственного реестра СРО не должны нарушать логико-правовую связь между основными целями и установленными нормами права, не должны приводить к формализму, бюрократическому подходу к установлению норм права. Так, например, нет логико-правовой связи между уменьшением количества членов саморегулируемой организации и обеспечением безопасности работ, выполняемых организациями-членами саморегулируемой организации. Тем более, саморегулируемые организации не должны исключаться из Государственного реестра СРО при исключении членов СРО из-за их несоответствия установленным требованиям саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация утрачивает свой статус при отсутствии или неисполнении членами саморегулируемой организации требований, стандартов, правил безопасной, добросовестной деятельности, установленных СРО, отсутствие контроля за их исполнением, неосуществления мер дисциплинарного воздействия, необеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности.
Саморегулируемые организации выполняют важные функции, обязанности, разрабатывают и устанавливают условия членства субъектов предпринимательской деятельности, представляют интересы членов саморегулируемых организаций, организуют профессиональное обучение, аттестацию работников. Организация независимой оценки квалификации специалистов должна способствовать созданию условий в саморегулируемых организациях для повышения эффективности организации профессионального обучения и аттестации работников членов саморегулируемых организаций и выполняться саморегулируемыми организациями.
Одна из важнейших задач нового этапа законодательного обеспечения саморегулирования — создание системы стимулирования деятельности саморегулируемых организаций, обеспечивающих координацию деятельности субъектов по обеспечению безопасной, добросовестной деятельности, повышению качества работ. Отсутствие таких мер поддержки – фактически поддержка, так называемых, «коммерческих» СРО.
Стимулирование социально ориентированных СРО может обеспечиваться путем:
Приоритетное развитие социально ориентированных саморегулируемых организаций позволит нивелировать негативные процессы рыночной экономики, создать преграды для недобросовестной деятельности и недобросовестной конкуренции, повысить гражданскую ответственность, духовно-нравственные ценности. Социально ориентированные СРО должны способствовать достижению общественно значимых целей.
Саморегулируемые организации — не органы власти, не элемент либерализации, демократии, но юридические лица, наделенные всеми правами и обязанностями для того, чтобы на конституционной основе осуществлять регулирование предпринимательской деятельности.
Государство должно способствовать финансовой стабильности социально ориентированных СРО, стимулировать их развитие, защищать и расширять возможность их участия в регулировании предпринимательских отношений.
Выводы
Комплексный анализ практики применения положений законодательства Российской Федерации, касающихся обеспечения деятельности саморегулируемых организаций в градостроительной сфере, указывает на необходимость оценки и внесения изменений в нормы права, регулирующие отношения участников саморегулирования в градостроительной сфере.
Нормативно-правовое обеспечение реализации главной технологии государственного регулирования рыночной экономики должно способствовать повышению нравственных начал в предпринимательской сфере, решению стратегических задач по созданию эффективной национальной экономики. Новый этап законодательного обеспечения саморегулирования в градостроительной сфере непосредственно связан с устранением избыточных, необоснованных затрат, созданием системы социально ориентированных саморегулируемых организаций, осуществляющих общественно-полезную деятельность, координирующих деятельность своих членов, обеспечивающих защиту третьих лиц, представляющих и защищающих интересы своих членов, общества, государства.
В связи со сложившейся исторической и экономической ситуацией необходимо изменять государственную политику. Требуется мобилизация ресурсов, совершенствование норм права, регулирующих отношения субъектов предпринимательской, экономической деятельности. Только такими реальными действиями мы сможем повысить эффективность национальной экономики и выйти из кризиса.
Специально для информационного портала «Все о саморегулировании» (все о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных