О развитии саморегулирования в Казахстане журналистам рассказал Председатель комитета по вопросам развития саморегулирования президиума Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» Улан Байжанов.
Эксперт отметил, что закон «О саморегулировании» появился в Казахстане в 2016 году, по его словам институт саморегулирования был создан для эффективного взаимодействия бизнеса с органами государственной власти.
«Что такое саморегулирование? Прежде всего, это самостоятельное внедрение бизнесом отраслевых правил и стандартов ведения бизнеса, которые неминуемо обеспечат повышение качества товаров, работ и услуг. А институт гарантирования имущественной ответственности членов СРО будет защищать конечных потребителей. Иными словами, это отказ от подчас неэффективного и обременительного госрегулирования, административного давления на бизнес и незаконного вмешательства государственных структур в деятельность предпринимателей. Наш комитет начал свою работу в сентябре 2018 года. Следует подчеркнуть, что члены комитета работают на общественных началах. Перед нами поставлены задачи по формированию концептуальных подходов в вопросах развития саморегулированиям и по возможности разрешения проблем в этой сфере», - отметил эксперт.
Улан Байжанов также отметил, что к настоящему моменту Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» провела порядка 20 рабочих встреч и заседаний с представителями бизнеса в самых разных сферах. По их результатам составлена точечная карта отраслевых проблем и определены сферы, готовые перейти к саморегулированию. Это, например, банкротство, экологический и энергетический аудиты. Также были выявлены направления деятельности, которым пока рано переходить на самостоятельное регулирование. Это промышленная безопасность, пассажирские перевозки, букмекерская деятельность, продажа ж/д. билетов, продажа черного лома и так далее.
«В прошлом году совместно со столичным акиматом (прим.: региональный орган исполнительной власти в Казахстане), Министерством по инвестициям и развитию, Союзом лифтовиков запущен важный пилотный проект по развитию добровольного саморегулирования в сфере обслуживания лифтового хозяйства. В итоге удалось актуализировать реестр существующих на рынке субъектов, создана добровольная саморегулируемая организация, проведено освидетельствование 2400 лифтов, разработаны предложения по их модернизации и замене. По информации акимата, с момента реализации проекта на 40% сократилось количество жалоб и аварий. Положительный опыт столицы предлагается распространить на всей территории страны», - сообщил Улан Байжанов.
Также эксперт рассказал о том, что в Казахстане обязательное саморегулирование введено в сфере оценочной деятельности и деятельности юридических консультантов. Соответствующие законы были приняты в прошлом году. С момента введения в действие Закона «О саморегулировании» статус добровольных СРО получили порядка 30 организаций. При этом стандарты добровольных СРО должны устанавливать повышенные требования, а члены добровольных СРО несут повышенную имущественную ответственность.
«К слову, введение СРО является невозможным для сфер, в которых государством установлены требования к продукции (товарам), процессам производства и реализации, а также в сферах, связанных с безопасностью жизни и здоровья населения. Это однозначно прерогатива государства. В стране нет единого реестра СРО, каждый госорган ведет свой. По сведениям госорганов, на добровольное саморегулирование уже перешли такие сферы, как здравоохранение, пожарная безопасность, экологический аудит, промышленная безопасность и техническое регулирование, реабилитация и банкротство. Все эти организации аккредитованы в нашем комитете», - подчеркнул спикер.
Улан Байжанов также отметил, что в различных отраслях существуют системные проблемы, которые мешают развитию института СРО. По его словам, не всегда госорганы заинтересованы в передаче своих функций. Да и сам рынок не всегда готов к самоуправлению. Еще одним сдерживающим фактором эксперт считает отсутствие стимулирующих мер к переходу на саморегулирование. Кроме того, ситуацию усугубляет формальность законодательно установленных признаков, предъявляемых к СРО. Спикер отметил, что потенциальным саморегуляторам сложно соответствовать таким требованиям, ввиду их неструктурированности.
«Одним из главных признаков СРО является наличие предмета стандартизации, выставление требований и «правил игры». Однако мы наблюдаем, что стали формироваться организации с претензией на саморегулирование в сферах, где отсутствуют правила и стандарты деятельности. Например, объединяются в общественные институты субъекты бизнеса, осуществляющие продажу железнодорожных билетов. Практически не работают требования по обеспечению имущественной ответственности перед третьими лицами, которые соблюдаются в ряде ассоциаций формально либо по остаточному принципу», - заявил эксперт.
В национальной палате полагают, что переходить на саморегулирование следует поэтапно. Сначала необходимо консолидировать субъекты рынка, провести многогранную подготовительную работу к более ответственному этапу – обязательному саморегулированию.
«Важно установить четкие критерии соответствия объединений субъектов рынка признакам СРО. При этом проведение предварительной оценки соответствия отраслевых некоммерческих объединений признакам СРО полагаем целесообразным закрепить за НПП, что позволит исключить путаницу в формировании качественного состава саморегулируемых организаций. Также необходимы понятные стимулирующие меры для саморегулирования. Кроме того, учитывая, что положения Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года практически реализованы, полагаем целесообразным разработать новый программный документ – концепцию развития саморегулирования в Казахстане. Нами уже начата работа в данном направлении, изучен международный опыт стран Восточной Европы, Грузии и России», - сообщил спикер.
Он отметил, что в отличие от стран бывшего Советского Союза, в европейских странах отсутствует базовый закон о саморегулировании. Институциональные вопросы регламентируют отраслевые нормативные акты. По словам эксперта, в большинстве европейских стран саморегулирование присутствует в профессиональных сферах. Так, в Польше, Чехии, Словакии, Молдове существуют саморегулируемые организации в сфере бухгалтерского учета и аудита (Польская палата обязательных аудиторов, Палата аудиторов Чешской Республики, Словацкая палата аудиторов, Ассоциация профессиональных бухгалтеров и аудиторов Республики Молдова.). Однако, несмотря на то, что саморегулируемые организации продолжают успешно развиваться на европейском континенте, имеется проблема персональной и общественной ответственности их участников. Отличительной чертой большинства саморегулируемых организаций стран Восточной Европы является наличие правил профессионального поведения, Кодекса этики и установления квалификационных требований к самой профессии.
«В России, как и в Казахстане, есть базовый закон о саморегулировании. Такие организации были созданы на рынках ценных бумаг и инвестиционных фондов, в сферах жилищных накопительных кооперативов, оценочной деятельности и негосударственных пенсионных фондов, а также в среде арбитражных управляющих и кадастровых инженеров. По состоянию на декабрь прошлого года в России зарегистрировано 505 добровольных СРО, из них 80 организаций лишились статуса СРО, остальные 425 действующих объединений включают 19 729 членов.
Законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций, членство в которых является добровольным, в сферах рекламы, регистрации патентов, медиации. В целом во многих сферах пока не достигнут «здоровый баланс» саморегулирования и регулирования со стороны государства. Учитывая международный опыт, полагаем необходимым в Казахстане вводить саморегулирование по профессиональному признаку с обязательным установлением квалификационных требований к профессии и правилам поведения и этики их членов. При этом, как показывает международный опыт, саморегулирование должно вводиться по принципу «одна сфера – одна СРО», - подчеркнул Улан Байжанов.
Рассказывая о планах палаты на текущий год, спикер отметил, что работа будет вестись по ряду приоритетных направлений: «Во-первых, развитие добровольного саморегулирования. Надо учитывать интерес бизнеса к переходу на добровольное саморегулирование в различных сферах. Будет уделено внимание следующим отраслям: лифтовое хозяйство, здравоохранение, управление отходами, техрегулирование и т. д. После добровольного планируем поэтапный переход на обязательное саморегулирование. К примеру, работа по введению обязательного саморегулирования в деятельности экологических и энергетических аудиторов, а также в сфере комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства, деятельности администраторов в процедурах банкротства и реабилитации».
Завершая беседу, спикер отметил, что в целях реализации Плана нации (прим.: 100конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ в Казахстане) в текущем году был принят закон, который закрепляет базовые подходы по передаче госфункций в конкурентную среду. В его рамках расширяется компетенция НПП по координации работы субъектов предпринимательства и их объединений по вопросам передачи госфункций.
«Ожидается, что после принятия
закона процесс передачи функций госорганов в конкурентную среду будет
происходить активнее. Надо отметить, что ранее этот процесс не всегда носил
системный характер. В течение 2000-2014 годов в конкурентную среду были
переданы только функции государственных органов по сертификации товаров и
услуг, по организации технического осмотра. Передали также право проводить
конкурсы «Алтын сапа» и «Лучший товар Казахстана». В то же время общее
количество функций, закрепленных за государственными органами, составляет еще
порядка 15 тысяч, из которых сформированы три группы, планируемые к
передаче. К примеру, в первую группу входят функции, регулирующие нотариальную,
адвокатскую, аудиторскую деятельности. По ним составлены ведомственные дорожные
карты. По второй группе планируется передать регулирование деятельности
энергоаудиторов, банкротных и реабилитационных управляющих. После завершения
работ по этим двум группам в следующем году приступим к рассмотрению третьей
группы», - резюмировал эксперт.
Мы продолжаем следить за развитием института саморегулирования в мире. Об опыте
саморегуляторов в Армении, Беларуси, Канаде, США, Казахстане читайте
в наших публикациях.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных