17 февраля Научно-консультативная комиссия (НКК) НОСТРОЙ провела онлайн-конференцию для СРО и их членов. В рамках мероприятия эксперты обсудили претензии фонда капремонта многоквартирных домов к саморегулируемым организациям. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
На заседании Научно-консультативной комиссии, прошедшем 17 февраля, выступила Директор правового департамента НОСТРОЙ Виктория Панарина. Она рассказала о рассмотрении претензий фонда капитального ремонта многоквартирных домов к саморегуляторам по вопросу компенсации расходов на возмещение ущерба, причиненного членами СРО. В своем выступлении спикер осветила следующие вопросы:
1. Каковы правовые основания обеспечения ответственности саморегулируемых организаций средствами компенсационных фондов по требованиям регионального оператора – фонда капитального ремонта многоквартирных домов? Имеются ли основания для удовлетворения регрессных требований регионального оператора – фонда капитального ремонта многоквартирных домов в порядке статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации?
2. На какие обстоятельства дела и доводы регионального оператора – фонда капитального ремонта многоквартирных домов необходимо обращать внимание при рассмотрении иска или претензии?
Доклад Виктории Панариной был подготовлен на основании «Аналитической справки по вопросу о рассмотрении претензий фонда капитального ремонта многоквартирных домов о компенсации понесённых расходов по возмещению ущерба, причинённого вследствие недостатков работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства».
Ответственность регоператора за ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта
Докладчик напомнила о том, что фонд капитального ремонта многоквартирных домов является региональным оператором. Жилищный кодекс отнес к задачам регионального оператора осуществление функций технического заказчика по капремонту в многоквартирных домах и финансирование расходов на капитальный ремонт. Также жилищное законодательство установило разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме:
1) ответственность за неисполнение своих обязательств, при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 Жилищного кодекса);
2) ответственность за последствия капитального ремонта, произведенного подрядчиками, привлеченными регоператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса).
Ответственность СРО по регрессным требованиям
Далее Виктория Панарина рассказала о том, когда СРО несут ответственность в пределах своего компфонда по регрессным требованиям. Она напомнила о том, что возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. При этом законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса). Так, если вред многоквартирному дому причинен вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, солидарно с техзаказчиком, лицом, выполнившим работы, ответственность несут (часть 11 статьи 60 Градкодекса):
Лица, несущие солидарную ответственность
Как пояснила Виктория Панарина, солидарная ответственность или солидарное требование возникает, если солидарность предусмотрена договором или установлена законом. При этом должник, уже исполнивший свою солидарную обязанность, вправе обратиться к остальным должникам с регрессным требованием (подпункт 1 пункта 2 статьи 325 Гражданского кодекса).
Часть 11 стать 60 Градостроительного кодекса установила солидарную ответственность применительно к рассматриваемой ситуации. В данной статье определен перечень солидарных должников:
Виктория Панарина обратила внимание на то, что региональный оператор не назван солидарным должником. Так, буквальное толкование пункта 22 статьи 1 Градкодекса не позволяет отнести ФКР к техзаказчику из-за несоответствия условию об осуществлении функций технического заказчика от имени застройщика, в том числе заключение договоров о капитальном ремонте объектов капитального строительства. При этом Жилищный кодекс предписал региональному оператору заключать договоры с подрядными организациями от своего имени. Также в частях 2 и 2.1 статьи 52 Градкодекса законодатель разграничил понятия «технический заказчик» и «региональный оператор», перечислив их в одном предложении в качестве «субъектов, с которыми заключается договор». Таким образом, считает Виктория Панарина, «технический заказчик» и «региональный оператор» – различные субъекты правоотношений в области строительства.
В тоже время пункт 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса отнес к функциям регионального оператора «осуществление функций технического заказчика …». В НОСТРОЙ отметили, что следуя грамматическому толкованию норм права, видно, что законодатель оперирует понятием именно «функции технического заказчика», а не понятием «технический заказчик» (не приравнивая «функции» к «понятию»).
Регоператор не может являться и застройщиком, считают в НОСТРОЙ. Так, по словам Виктории Панариной, в некоторых позициях ФКР города Москвы встречается довод о том, что он является застройщиком, в связи с чем при удовлетворении регрессного требования к солидарному должнику суды, по его мнению, должны применять часть 5 статьи 60 Градкодекса. Однако, подчеркивает докладчик, применение указанной нормы в силу части 10 статьи 60 Градкодекса невозможно к отношениям по капитальному ремонту многоквартирного дома. Кроме того, одной из характеристик застройщика применительно к рассматриваемым случаям является обеспечение капитального ремонта на принадлежащем застройщику земельном участке, в то время как региональный оператор не приобретает ни вещных, ни обязательственных прав в отношении земельного участка, что исключает возможность наделения ФКР статусом застройщика.
Не относится регоператор и к лицу, выполняющему работы по капитальному ремонту. Согласно части 3 статьи 52 Градкодекса «лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт …, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. …». Под таким договором понимается договор о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, заключенный с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Таким образом, ФКР не может быть одновременно региональным оператором и лицом, осуществляющим строительство, при выполнении капитального ремонта.
В этой связи НОСТРОЙ приходит к выводу о том, что жилищное законодательство не соотносится в полной мере с градостроительным. Это вынуждает определить правовой статус ФКР как регионального оператора (в силу прямого указания на это в статье 178 Жилищного кодекса), выполняющего только функции технического заказчика, но не являющегося таковым либо застройщиком, либо лицом, осуществляющим строительство.
«ФКР, не являясь техническим заказчиком (а также застройщиком) или лицом, выполнившим работы по капитальному ремонту, а, значит, и солидарным должником, лишен возможности обращаться к солидарным должникам, указанным в части 11 статьи 60 ГрК РФ, с регрессными требованиями регионального оператора (статья 325 ГК РФ). После возмещения убытков региональный оператор, исходя из положений пункта 1 статьи 1081 ГК РФ, приобретает право регресса только к лицу, причинившему вред», - резюмирует в своей презентации выводы НКК Виктория Панарина.
Основания для обращения регионального оператора – ФКР с регрессными требованиями
Деликт — это правонарушение, которое наносит ущерб обществу, государству или лицу. Такое правонарушение является основанием для привлечения правонарушителя к ответственности, предусмотренной законом. Указанное правонарушение не связано с нарушением договора (контракта).
В соответствии с выводом Президиума Высшего арбитражного суда (постановление от 18.06.2013 № 1399/13 по делу № А40-112862/11-69-982), если вред возник в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства, нормы об ответственности за деликт не применяются. При этом вред возмещается в соответствии с правилами об ответственности за неисполнение договорного обязательства или согласно условиям договора, заключенного между сторонами.
Правила статьи 60 Градкодекса предусмотрены для случаев, когда ответственность указанных в ней лиц возникает не вследствие нарушения договорных обязательств, а в силу возникновения деликта, имеющего внедоговорной характер (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.01.2019 по делу № А51-6216/2018).
Между собственником помещения, региональным оператором и подрядной организацией существует заранее установленная (до причинения ущерба) правовая связь в силу закона, в связи с чем причинение ущерба действиями подрядной организации не может рассматриваться как деликт.
Девятый арбитражный апелляционный суд еще в 2020 году указал, что «…положения статей 55.16 и 60 ГрК РФ о солидарной ответственности саморегулируемых организаций распространяются исключительно на деликтную ответственность. В то же время в обоснование иска положено ненадлежащее исполнение подрядчиком перед заказчиком договорных отношений, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по договору подряда, причинившие убытки» (постановление 9ААС от 05.02.2020 по делу № А40-199004/2019).
Обстоятельства дела и доводы регионального оператора – ФКР, на которые стоит обращать внимание при рассмотрении иска или претензии
В своем выступлении Виктория Панарина выделила следующие обстоятельства, которым дополнительно следует уделять внимание:
1) доказаны ли факты причинения вреда, факт возникновения убытков, причинно-следственная связь между причинением вреда членом СРО и возникновением убытков (в ходе анализа решений судов общей юрисдикции, на основании которых предъявлены регрессные требования ФКР города Москвы к НОСТРОЙ, не всегда усматривается установление причинно-следственной связи между причинением вреда (убытка) и действиями члена СРО, осуществившего капитальный ремонт);
2) факт членства подрядной организации в СРО на момент выполнения работ, в том числе доказанность времени выполнения работ, которыми причинен ущерб (акт приемки-передачи, журнал учета выполнения работ и т.д.);
3) осуществление работ, входящих в предмет саморегулирования (в силу того, что многоквартирные дома не относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, виды работ, помеченные в приказе № 624 астериском и в результате недостатков которых причинен вред, не входят в предмет саморегулирования – до 01.07.2017);
4) наличие у члена СРО взноса в компенсационный фонд с соответствующим уровнем ответственности;
5) наличие вступившего в силу решения суда, устанавливающего факт причинения ущерба и иные существенные обстоятельства (для НОСТРОЙ наличие судебного решения является обязательным - пункт 9.1 части 3 статьи 55.22 ГрК РФ);
6) наличие документов, подтверждающих факт возмещения ущерба региональным оператором – ФКР, и соответствие выплаченных сумм решению суда (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки).
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных