Еще в мае текущего года Минэкономразвития внесло в Правительство доклад о состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. В документе приводится ключевые недостатки института СРО и предложения по их устранению. В Минэке отметили, что все пути решения существующих проблем разработаны на основе подходов, заложенных в утвержденной Правительством Концепции совершенствования механизмов саморегулирования.
Институт СРО в России
За время действия Закона № 315-ФЗ (свыше 11 лет) в ряде отраслей экономики Российской Федерации и сегментах рынка сформировалась масштабная система саморегулирования. На сегодняшний день эта система включает в себя 627 СРО, объединяющих на условиях обязательного членства свыше 225 289 субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в 12 сферах. Еще 424 СРО были созданы участниками рынка на условиях добровольного членства. В 6 из 12 сфер деятельности были созданы Национальные объединения СРО, позволяющие координировать развитие отрасли в масштабах государства. Формирование этой системы потребовало существенных затрат со стороны субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности: были сформированы компенсационные фонды в размере 106,1 млрд. рублей, свыше 888,1 млн. рублей в год расходуется на страхование ответственности членами СРО, уплата членских взносов требует порядка 59 млрд. рублей ежегодно.
Данные оценки являются минимальными и не учитывают выплату разовых вступительных взносов, целевые взносы, расходы на выполнение иных требований, связанных с саморегулированием. В Минэке отметили что в отдельных сферах обязательного саморегулирования отмечается наличие избыточных требований к субъектам предпринимательской и профессиональной деятельности. Согласно Концепции, крайне важным является соблюдение принципа недопустимости введения тождественных форм регулирования в отношении одних и тех же объектов по одному предмету, включая введение саморегулирования при условии сохранения форм государственного регулирования деятельности субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности (лицензирования, аттестации, аккредитации, включения в реестры и т.п.). Вместе с тем, Закон об оценочной деятельности предусматривает помимо обязательного членства оценщика в СРО получение им с 1 апреля 2018 года квалификационного аттестата. При этом оценщик в течение каждых трех календарных лет начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, обязан подтверждать квалификацию путем сдачи квалификационного экзамена.
Также избыточным представляется дублирование требования об обязательном членстве организаторов азартных игр в букмекерских конторах и организаторов азартных игр в тотализаторах в СРО таким разрешительным режимом, как лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, предусмотренное Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Представляется целесообразной проработка вопроса об исключении указанных требований из законодательства Российской Федерации в рамках механизма «регуляторной гильотины», реализация которого предусмотрена подпунктом «б» пункта 3 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. Закон № 315-ФЗ определяет ключевые функции СРО:
Стандарты и правила предпринимательской и профессиональной деятельности
Согласно данным доклада, стандартизация профессиональной деятельности не осуществляется СРО должным образом. Хотя общее количество принятых СРО стандартов выросло в 2018 году на 10,3%, составив 12 494 стандартов, в 4 сферах обязательного саморегулирования среднее количество стандартов деятельности на 1 СРО не превышает 2 стандартов. При этом в 5 сферах обязательного саморегулирования имеются СРО, которые не приняли ни одного стандарта деятельности. По имеющимся данным, требования изданных стандартов зачастую не отличаются от требований нормативных правовых актов, действующих в соответствующей сфере. Количество стандартов, принятых СРО и устанавливающих более высокие требования к выполнению работ (оказанию услуг), чем требования, установленные нормативными правовыми актами, остается незначительным (4,5% от общего количества стандартов, принятых СРО).
Проблемы стандартизации в системе саморегулирования обусловлены рядом факторов. Прежде всего, значительная часть предпринимательского (профессионального) сообщества не заинтересована во временных и финансовых затратах на разработку стандартов, воспринимает систему саморегулирования как навязанный государством административный барьер, по сути – более затратный аналог лицензирования. В свою очередь некоторые федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование соответствующих сфер деятельности, негативно воспринимают попытки профессионального сообщества выработать стандарты своей деятельности и предпочитают осуществлять ведомственное регулирование, что лишает членов СРО мотивации к разработке стандартов. Отчасти проблемы стандартизации обусловлены и практически отсутствующей ответственностью СРО за недостатки в деятельности своих членов. Вместе с тем, безусловно, вопрос о влиянии системы саморегулирования на безопасность и качество производимых членами СРО товаров, работ и услуг требует комплексного межотраслевого исследования.
Контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил
Контроль СРО за своими членами осуществляется в целом систематически. Количество проведенных СРО проверок в 2018 году увеличилось на 38,5%, что отчасти обусловлено общим увеличением количества членов СРО. Также увеличилось количество выявляемых СРО нарушений (на 48,5%) и количество применяемых СРО в отношении своих членов мер дисциплинарного воздействия (на 40,3%). Несмотря на такое увеличение показателей, количество выявляемых СРО случаев причинения вреда в результате деятельности их членов остается незначительным (в 2018 году в большинстве сфер обязательного саморегулирования СРО не выявили ни одного такого случая). Кроме того, имеются сферы обязательного саморегулирования, в которых СРО в ходе проведенных проверок не выявляют нарушений со стороны своих членов обязательных требований, либо количество примененных мер дисциплинарного воздействия несоразмерно количеству выявленных нарушений. По данным органов надзора за СРО, зачастую проверки СРО своих членов проводятся формально, для формирования соответствующей отчетности для органа надзора.
Проблема эффективности контрольной деятельности корпоративной организации за своими членами является трудно разрешимой в условиях, когда деятельность СРО напрямую финансируется проверяемыми членами и существует возможность недобросовестной конкуренции между СРО за членов. Представляется, что наиболее эффективное решение данной проблемы лежит в плоскости усиления ответственности СРО (в лице всех членов СРО) по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда в ходе осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности и (или) нарушения ими договорных обязательств.
Обеспечение имущественной ответственности членов СРО перед потребителями и иными лицами
В Минэкономразвития полагают, что выполнение СРО функции обеспечения дополнительной имущественной ответственности по обязательствам своих членов остается неудовлетворительным.
«Достоверно установленные выплаты из компенсационных фондов СРО имеются в 2 сферах (саморегулирование деятельности арбитражных управляющих, саморегулирование деятельности строителей) из 11, в которых сформированы компенсационные фонды. Несмотря на определенный рост объема таких выплат, их доля в общем объеме компенсационных фондов СРО в 2018 году остается незначительной – 0,15%», - говорится в докладе Министерства экономического развития.
Авторы исследования отметили, что система обеспечения имущественной ответственности членов СРО дублируется системой страхования ответственности в 3 сферах обязательного саморегулирования. Всего страхование ответственности членов СРО в разной степени применяется в 7 сферах обязательного саморегулирования. По минимальным оценкам затраты на страхование членов СРО в 2018 году составили 888,1 млн. рублей. Между тем, страховые выплаты производились только в 3 сферах обязательного саморегулирования (СРО арбитражных управляющих, СРО кадастровых инженеров, СРО строителей). Общая сумма произведенных выплат составила 6,3% от затрат на страхование членов СРО в 2018 году.
Выводы
«Проблематика ответственности СРО за недостатки в работе своих членов представляется ключевой для данной формы регулирования общественных отношений. Отсутствие такой ответственности приводит к резкому снижению мотивации членов СРО к осуществлению контроля за деятельностью друг друга, должной оценке при принятии в СРО новых членов, развитию стандартизации и так далее», - заключают авторы доклада.
В Минэке подчеркнули, что именно такая ответственность отличает широко распространенные ассоциации участников рынка от ассоциаций, которые приобрели статус СРО и получили от государства право допуска субъектов к осуществлению соответствующей деятельности. В отсутствие ответственности СРО функции контроля и стандартизации будут эффективно осуществляться лишь в отдельных СРО, включающих добросовестных членов. При этом таким СРО придется конкурировать за членов с «коммерческими» СРО.
В существующей системе саморегулирования ее ключевой механизм – ответственность СРО за недостатки в работе членов – остается неэффективным, что подтверждается приведенными в настоящем докладе данными. К ключевым недостаткам данного механизма следует отнести следующие:
Решение указанных проблем в соответствии с Концепцией должно осуществляться путем внесения изменений в Закон № 315-ФЗ и приведения в соответствие с заложенной в нем моделью отраслевых федеральных законов, регулирующих соответствующие виды предпринимательской и профессиональной деятельности, с установлением в них объективно необходимых особенностей. Такие изменения позволят преодолеть кризисные явления в системе саморегулирования и создать условия для ее дальнейшего развития, в том числе замены административных форм регулирования саморегулированием.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных