Размышления сопредседателя Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, вице-президента Российской Гильдии Риэлторов Константина Апрелева о прошедшем пятилетии закона о саморегулируемых организациях и современных вызовах институту саморегулирования.
«1 декабря 2007 года, был принят Закон о саморегулируемых организациях. Для всех сторонников развития института саморегулирования в России - это было событие знаковое и важное.
Прошло пять с половиной лет, казалось бы, не так и много, но и не мало. Как изменилось за это время саморегулирование?
Мы все мечтали о том, чтобы саморегулирование стало полноценным институтом самоуправления гражданского общества. Многие наши надежды оправдались. Есть первые достижения, которыми хочется похвастаться. Например, за этот период возникли целые саморегулируемые отрасли экономики. Но были совершены ошибки и просчеты.
СРО выросли из коротких штанишек и у них теперь есть не только детские, но и взрослые болезни и проблемы. Что беспокоит сегодня профессиональных участников рынков и потребителей их услуг и продукции? Каковы современные вызовы институту саморегулирования?
1. Отсутствуют реальные ограничения доступа к профессии недобросовестных и неквалифицированных участников рынка. Стандарты профессиональной деятельности не обеспечивают защиту интересов потребителей.
2. На рынке функционируют не только недобросовестные предприниматели, но и появились недобросовестные СРО. Не работают принципы информационной открытости и прозрачности СРО.
3. Недобросовестная конкуренция СРО и демпинг в членских взносах ведут к блокированию работы дисциплинарных органов СРО. Контроль за соблюдением профессиональных стандартов в такой ситуации невозможен.
4. Не работает система имущественной ответственности СРО за своих членов, при этом в компенсационных фондах заморожены выведенные из реального бизнеса колоссальные средства.
5. Существуют риски возникновения недобросовестных национальных объединений СРО и дискредитации самого понятия СРО.
Очевидно, что причины этих проблем кроются как в несовершенстве законодательства, неэффективной работе надзорных органов, так и в несовершенстве инструментов саморегулирования.
Проблемы концептуального и законодательного свойства:
- некорректность закрепления приоритетов в развитии СРО за новообразуемыми организациями, не имеющими кодекса этики и стандартов практики, а главное опыта регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности;
- недобросовестность исполнения СРО своих функций по ограничению доступа к профессии, недобросовестная конкуренция между СРО за членов;
- неэффективное распределение компетенции по управлению СРО, в пользу исполнительных органов и ущемление компетенции коллегиального органа управления СРО;
- отсутствие системы преемственности, позволяющей эффективно работающим в стране институтам регулирования предпринимательской деятельности реализовать последовательный эволюционный переход к СРО, негативность принципа «кто первый встал, того и тапки»;
- отсутствие эффективных инструментов контроля и надзора за деятельностью СРО. Надзорные органы чаще всего квалификационно не могут и не хотят, а национальным объединениям СРО этих функций не передали;
- непрозрачность деятельности СРО и принимаемых органами управления решений для институтов гражданского общества, потребителей и смежных отраслей;
- отсутствие должного контроля за квалификацией специалистов работающих в штате членов СРО и самих СРО;
- отсутствие демократичности процедур выборов и ротации представителей в органах управления, заадминистрированность и бюрократия.
Необходимо концептуальное переосмысление модели саморегулирования, проанализировать опыт развития СРО в различных отраслях деятельности, выявить и систематизировать наилучшие инструменты регулирования и модели развития саморегулирования, предложить конкретные шаги для развития концепции саморегулирования и интеграции этого института в гражданское общество.
Именно эти задачи сегодня стоят перед Советом ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. Совет работает более года, но уже подготовлены предложения по внесению поправок в два законопроекта об информационной открытости СРО и в № 315-ФЗ. Суть этих предложений сводится к следующему:
1. Законодательно закрепить необходимость создания национальных объединений и обязательного членства в них всех СРО или членов СРО в каждой из отраслей профессиональной деятельности;
2. Определить исчерпывающий перечень компетенций, которыми должны быть наделены национальные объединения СРО;
- возложить на национальные объединения формирование и актуализацию единого реестра СРО, их членов и аттестованных специалистов в каждой из саморегулируемых отраслей;
- обеспечить разработку, принятие и исполнение этических норм и единых национальных стандартов профессиональной деятельности, принятых национальными объединениями всеми СРО отрасли;
- создать единые для каждой из отраслей правила, регулирующие доступ к профессии и ведению предпринимательской деятельности на основе членства в СРО;
- обеспечить демократичность процедур выборов и ротации представителей в органах управления национальных объединений СРО и самих СРО.
- обеспечить публичность, прозрачность и транспарентность принимаемых СРО и национальными объединениями решений и документов;
- закрепить необходимость включения в состав органов управления СРО независимых директоров или требование о создании в СРО независимого надзорного органа Наблюдательного совета.
Необходимо разделение компетенций СРО и их национальных объединений.
Компетенции СРО:
- обучение и обязательная аттестация специалистов, ведение реестра квалифицированных специалистов и членов СРО и аттестованных специалистов.
- создание дисциплинарных органов. Надзор за профессиональной деятельностью членов, рассмотрение претензий потребителей и разрешение споров;
- взаимодействие с законодательной и исполнительной властью местного уровня, защита интересов своих членов. Взаимодействие со СМИ;
- создание профессиональных сервисов для ведения бизнеса членов СРО;
- участие в органах управления, представительство в национальном объединении СРО;
- обеспечение публичности всех принимаемых решений органами управления;
- обеспечение ответственности перед потребителями услуг, страхование профессиональной ответственности, создание компенсационных фондов;
- создание органов, контролирующих прозрачность и транспарентность организации и принимаемых СРО решений (Наблюдательный Совет);
- создание органов по разрешению споров и рассмотрению претензий потребителей;
- обеспечение демократической модели управления организации и ротации представителей в органах управления.
Компетенции национальных объединений СРО:
- разработка и актуализация кодекса профессиональной этики и Национальных стандартов практики;
- разработка и утверждение стандартов обучения оценки и повышения квалификации специалистов;
- разработка и утверждение стандартов работы и выборности органов управления СРО;
- контроль и надзор за деятельностью СРО на предмет соответствия демократическим процедурам и прозрачности принимаемых решений для общества и профессионалов.
- взаимодействие с федеральной законодательной и исполнительной властью, защита интересов своих членов.
- разработка предложений по совершенствованию отраслевого и местного законодательства;
- взаимодействие СМИ, национальных объединений СРО с профессиональными объединениями, международные связи;
- актуализация Единого Национального отраслевого реестра СРО, членов СРО и аттестованных специалистов работающих в отрасли.
В этом концептуальном изложении я не претендую на единственно верное решение всех стоящих перед СРО и их национальными объединениями проблем. Я затронул лишь малую часть, показавшегося из воды айсберга. Сегодня важно обобщить положительный и отрицательный опыт развития саморегулирования и использовать его в законодательстве о СРО и, прежде всего, разработки концепции развития саморегулирования или, как это модно сегодня называть, «дорожной карты». Важно понимать что сегодня, как никогда ранее, именно от активности самих профессиональных участников рынков зависит будущее саморегулирования».
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных