На совместном заседании Советов Торгово-промышленной палаты России Президент СРО «Ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (АНПФ) Сергей Беляков рассказал о мировом опыте становления института СРО на финансовом рынке. Докладчик также озвучил некоторые вопросы, волнующие саморегуляторов, и задался вопросом о том, готовы ли СРО перенять некоторые функции регулятора.
Сергей Беляков в начале своего выступления отметил, что участие руководителей саморегулируемых организаций в заседании Советов ТПП является правильным. Такое присутствие позволяет не только выразить позицию членов СРО, но и обозначить экспертный взгляд, которым обладают саморегуляторы в силу своего опыта.
«Финансовый рынок в России неоднородный. На нем представлены разные участники. У кого-то более длинная история существования, у кого-то – короткая. Есть кредитные организации, страховые компании, есть брокеры, есть и пенсионные фонды», - отметил эксперт.
Далее Сергей Беляков перешел к историческим предпосылкам становления института СРО и рассказал о мировом опыте развития саморегулирования.
«Все мы прекрасно понимаем, что саморегулирование зарождалось не на финансовом рынке. Из истории мы видим, что купцы и ремесленники создавали свои гильдии. Основными задачами таких союзов были те же, что и сейчас: установление требований к профессии (к участникам рынка); исключение рисков недобросовестной конкуренции, чтобы обеспечить равные условия и некую гарантию качества тех услуг, которые участники рынка оказывают населению; взять на себя добровольно, в этом смысл саморегулирования, некоторые обязательства; контроль участников объединения; защита прав своих участников. Таким образом, прошло несколько веков, но мало что изменилось. Изменилось содержание основных задач», - рассказал об истоках зарождения профессиональных союзов Сергей Беляков.
Далее эксперт отметил, что участникам финансового рынка интересны процессы саморегулирования, характерные для США и Англии 18 века. Эти страны задали тренд развития саморегулирования в системе англо-саксонского права, при котором происходит делегирование государственных полномочий рынку с установлением определенных требований, а также с одновременной готовностью рынка перенять такие полномочия.
«Самым показательным примером, вокруг которого строилось саморегулирование, является Нью-йоркская фондовая биржа. Начиная с 18 века, она задала определенные тренды: какие функции закрепляются за самой организацией, как она издает акты, которым должны соответствовать ее участники, как она контролирует исполнение этих актов. Развитие СРО на финансовом рынке получило продолжение в 1934 году, когда в США появился закон о ценных бумагах и бирже. Опыт США в части саморегулирования финансового рынка принято оценивать положительно.
В мировой практике есть и отрицательный опыт финансового саморегулирования. Это Франция, в которой функционировали другая система права, другой характер отношений субъектов экономической деятельности и публичной власти. Немногим позднее, чем в США, во Франции тоже все начиналось с биржи. Но французская биржа функционировала, как государственная монополия», - рассказал докладчик.
Развитие саморегулирования в мире продолжается до сих пор. Рынок оперативно реагирует на различные эксцессы, что подстраивает институт СРО под современную экономическую ситуацию. Поэтому неправильно говорить о том состоялось ли саморегулирование окончательно.
«По многим направлениям мы не прошли еще должного пути, чтобы делать выводы о том, что саморегулирование в России неуспешно. Политики, представители государственных регуляторов, к счастью это не относится к Центральному банку, делают вывод о том, что рынок еще не достиг уровня, при котором ему стоит делегировать функции саморегулирования. Мы в начале пути. Даже если взять Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку № 3 от 12.07.1995 года, в котором законодатель впервые упомянул термин «саморегулирования финансовых организаций». Вы представляете насколько меньше прошло времени по сравнению с веками, которые потратили Европа и США», - отметил Сергей Беляков.
Эксперт заявил, что, будучи руководителем СРО, хотел бы, чтобы регулятор делегировал больше полномочий саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка.
«Я сам себе задаю вопрос: а готовы ли мы взять такую ответственность на себя. В мире есть три типа саморегулирования на финансовом рынке. Есть саморегулирование, характерное для континентальной системы. Это Германия, Франция, Япония, где приоритет отдается государственному регулированию. Регуляторы и правительство доминируют в вопросах определения правил поведения, в вопросе контроля за участниками рынка и за самими СРО. Свобода действий СРО носит явно подчиненный регулятору и государству характер. Все нормы и стандарты таких СРО проходят обязательную процедуру согласования с государственными органами.
Есть другой подход к институту СРО. Он характерен для США и Канады, где саморегулируемая организация воспринимается как полноценный регулятор в сфере деятельности на финансовом рынке. Доминирующее положение играет СРО, а государство трепетно относится к тому, чтобы не расширять свой функционал и не вмешиваться в отношения, которые могут быть урегулированы на рынке. Государство вмешивается только тогда, когда функция СРО дает сбой или возникают события, которые не были урегулированы и связаны с новым этапом развития финансового рынка.
Третий подход - смешанная система взаимодействия регулятора и СРО. Его используют разные страны: Австралия, Гонконг, Великобритания. При такой системе происходит попытка найти баланс между указанными подходами», - привел опыт развития СРО финансового рынка Сергей Беляков.
Финансовый рынок в России, по словам докладчика, находится в странном положении. Потому и развитие института СРО идет по своему уникальному пути. В России другой уровень развития экономических отношений и финансового рынка, другая история деятельности и другой функционал, закрепленный за регулятором, другое качество института финансового рынка.
«Мы видим, что состояние экономики, качество экономики, состояние финансового рынка, срок деятельности финансовых организаций просто не допускают, чтобы мы претендовали на то качество корпоративной культуры, которое присуще финансовым институтам развитых экономик с другим сроком деятельности.
У нас другое отношение и самого рынка к процессу саморегулирования. Отношение к санкциям, которые проистекают от СРО и от регулятора, со стороны участников рынка совершенно разное. Поэтому, когда я, как руководитель СРО, говорю, что мне бы хотелось, чтобы Центральный Банк делегировал мне часть полномочий по контролю за членами СРО, у меня нет однозначного ответа способен ли я соответствовать этому статусу. У нас членство является обязательным, негосударственный пенсионный фонд не может осуществлять свою деятельность, не будучи членом СРО.
Давайте сыграем в логическую историю «если-то», она справедлива не только для пенсионных фондов. Тотальное сокращение участников финансового рынка, процессы, связанные с выявлением нарушений, отзыв лицензий были бы такими же, если бы эту деятельность осуществлял не государственный регулятор, если бы правила описывали бы не в формате законов? Я боюсь, что нет. Мы предъявляем претензии к Центральному Банку, но это серьезная тема, чтобы сформулировать претензии и для себя. А качество институтов финансового рынка достаточно для того, чтобы мы требовали от себя, от наших коллег и конкурентов соблюдения этого качества и навязывали добросовестные модели поведения. Конкуренция на финансовом рынке такова, что нас поддавливают плохие практики, есть история снижения издержек за счет недобросовестных механизмов. В этом смысле мы заложники усилившейся роли Центрального Банка. Пока это вполне обосновано. Это не снимает вопрос развития саморегулирования и претензии на то, что часть функций мы должны брать на себя», - рассказал о причинах усиления роли Центробанка Сергей Беляков.
Докладчик озвучил шаги, которые необходимо предпринять саморегуляторам:
1. Солидарная ответственность с ЦБ, как с регулятором, за состоянием финансового рынка в части пенсионных фондов (докладчик отметил, что не может говорить за весь финансовый рынок, поэтому ограничился сферой СРО, которую представляет – негосударственные пенсионные фонды);
2. Никаких подчеркнутых комплементарных манер поведения к тем, кто нарушает условия поведения на рынке.
«Если СРО готовы на эти шаги, то мы можем начинать диалог с ЦБ о перераспределении полномочий. Это вопросы экономической мотивации СРО. Но есть юридический аспект. Так, мы относимся к системе континентального права, для которой характерно трепетное отношение к функции регулятора. Возможно, ли говорить о перераспределении полномочий в пользу СРО, которое характерно для англо-саксонского права, для меня лично большой вопрос. Здесь нужно быть последовательными. Необходимо решить вопросы кодификации законодательства, кто является источником права и источником санкций. … Думаю, что источником роста финансового рынка является взросление и делегирование полномочий саморегуляторам с признанием ответственности участников рынка», - отметил докладчик.
В завершении своего доклада спикер рассказал о конкуренции саморегулируемых организаций на финансовом рынке.
«Второй стороной медали является конкуренция СРО. Глупо требовать жесткого поведения по отношению к СРО, если на рынке две и более СРО. Потому что я заинтересован в определенном количестве членов моей СРО, которое установлено законом. Я не могу ниже планки опуститься. Поэтому я иногда вынужден быть лояльным по отношению к своим членам. Это неправильно. Финансовые организации должны быть кровно заинтересованы в членстве в СРО, потому что СРО это их лоббист. Поэтому финансовые организации должны соблюдать все требования. Сейчас этого нет.
Вывод такой у нас, к сожалению, не до конца сформирована инфраструктура рынка. Я имею ввиду триаду: участник финансового рынка-СРО-регулятор. Часто мы порождаем искусственные конфликты и искусственно их снимаем. Второе это конкуренция и те механизмы конкурентной борьбы, которые должны поощряться. Мы поощряем недобросовестную конкуренцию. Иногда молчанием или игнорированием фактов нарушения антимонопольного законодательства. Третье – это вопрос ответственности, которую должны на себя взять и профессиональные участники и СРО. Убедив ЦБ в том, что мы можем взять на себя эту ответственность, мы сможем включить в повестку вопрос о делегировании полномочий саморегулируемым организациям», - заключил докладчик.
Сергей Беляков отметил, что сам институт СРО в России состоялся: законодательная база разработана, есть некоторые проблемы, которые необходимо решить, но это только подтверждает, что первоначальный этап становления института пройден.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных