Противники регионализации ищут способы сохранить коммерческие квази-СРО, ища лазейки для выживания в новом законодательстве. На руку желающим сохранить квази-СРО сыграла поспешность законотворцев при принятии закона от 03.07.2016 г. № 372 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Существование в пределах субъекта РФ нескольких СРО рушит саму суть регионализации и саморегулирования, переводя коммерциализацию деятельности квази-СРО с всероссийского уровня в регионы.
Лоббисты ищут способы сохранить коммерческие СРО в условиях регионализации
Регионализация саморегулирования, как принцип построения системы саморегулируемых организаций, продвигалась в условиях жесточайшего противостояния со стороны широкого круга тех держателей квази-СРО, кто не хотел терять свой сверхприбыльный бизнес. Еще в памяти заявления отдельных авторитетных людей от этого полукриминального бизнеса о 4000% прибыли от владения СРО. И вот, головокружительный эффект после законодательного закрепления принципа регионализации развеивается. И мы становимся зрителями публичного мозгового штурма вчерашних «собственников» сверхприбыльных межрегиональных квази-СРО по поводу того, как их спасти.
Пожалуй, никто не питал иллюзий в отношении этой группы противников – никто из них смиренно не уйдет с «рынка», оставив свои сверхприбыльные бизнесы. На руку желающим сохранить квази-СРО сыграла поспешность законотворцев, сконструировавших принцип регионализации так, что даже ярые ее сторонники разводят руками. Яркий пример – дискуссия по содержанию части 5 статьи 3.3. Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которую конкретному кругу прямых интересантов хочется трактовать по-своему. А именно, как законодательное позволение менять СРО в пределах субъекта Российской Федерации даже для тех компаний, которые изначально уже состоят в региональных СРО этого региона.
И даже имея перед глазами четкую и однозначную позицию Ростехнадзора по этому вопросу, который не усматривает в формулировке возможности для членов региональной СРО перехода в другие СРО этого же региона, целые армии юристов продолжают упражняться в смекалке, дабы вывернуть то самое «дышло» в нужную сторону. Видимо, пришло время напомнить определенным группам лиц, что Ростехнадзор является органом, осуществляющим государственный контроль деятельности саморегулируемых организаций и может давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции этой службы.
Поэтому вряд ли в публичной полемике по этому вопросу есть какой-то смысл и логика. В поручениях Президента России Владимира Путина по итогам Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности, прошедшего 17 мая, говорится о том, чтобы установить «обязанность строительных организаций вступать в члены саморегулируемых организаций исключительно по месту государственной регистрации саморегулируемых организаций». Исключительно и по месту регистрации.
Каким образом некоторым «адвокатам дьявола» удалось извратить понимание этого прямого и однозначного поручения – вопрос, скорее риторический. При том, что меня часто называют основным сторонником регионализации, должен отметить, что идея регионализации – ровесница самого саморегулирования в мире. Я неоднократно отмечал, что регионализацию рассматривали на этапе внедрения саморегулирования в сфере строительства. Идеологом этого подхода был Российский союз строителей. Но ни в одной из существующих в мире трактовок регионализации не допускалось и не допускается множественность СРО в пределах одного субъекта федерации.
Существование в пределах субъекта РФ нескольких СРО рушит саму суть регионализации
Когда Ассоциация «Сахалинстрой» приступила к работе по продвижению идеи регионализации, мы рассматривали существование нескольких СРО в пределах одного субъекта федерации исключительно, как переходный период, за которым сразу же должно последовать слияние нескольких СРО в единую региональную саморегулируемую организацию. В противном случае, исключается основной эффект регионализации – пресечение коммерциализации по всей территории России.
Существование в пределах субъекта РФ нескольких СРО рушит саму суть регионализации и саморегулирования, переводя коммерциализацию деятельности квази-СРО с всероссийского уровня в регионы по всей России, что в результате мало что меняет. Ведь при «групповой регионализации» не решается главная задача саморегулирования – создание условий добросовестной конкуренции. При этом возникает угроза распространения демпинга. Ведь фактически, чем отличается коммерциализация, пресловутая торговля допусками и мертвыми душами в пределах России от той, что обязательно будет действовать в новых условиях, только в пределах регионов? Только ее территориальным охватом, больше ничем.
Как противники регионализации активно ратовали за сохранение межрегиональных условий существования этого института, с той же страстью они продолжают лоббировать сомнительные трактовки даже самых однозначных положений закона и президентских поручений. Они так и не поняли или не увидели вектора развития саморегулирования в строительстве, которого определило государство. А может им этого и не дано?
Скажу даже больше. Переход коммерциализации с федерального уровня на региональный будет способствовать превращению в коммерческие даже добросовестных региональных СРО. И до введения нового закона в большинстве субъектах РФ существовало одновременно несколько саморегулируемых организаций, которые имели зачастую либо добрососедские отношения, либо не имели их вовсе. Межрегиональный принцип саморегулирования даже сплачивал их, поскольку тотальный демпинг со стороны межрегиональных СРО значительно снижал общий уровень добросовестной конкуренции в строительном комплексе региона.
Однако, с введением региональных границ вчерашние весьма лояльные друг другу СРО становятся прямыми конкурентами в борьбе за высвобождаемых из межрегиональных СРО членов. Их взаимоотношения обязательно обострятся, им придется в духе той самой недобросовестной конкуренции создавать преимущества для вступления именно к ним. И как результат – общий риск тотального снижения требований к членам СРО строителей. У навязчивой идеи конкуренции между СРО есть и другое следствие. У СРО с небольшой численностью нет ни экономических, ни интеллектуальных ресурсов для исполнения резко возросших функций саморегулируемой организаций.
Поэтому на практике вся идеология о «групповом саморегулировании» в субъекте федерации имеет высокий риск к появлению многочисленных «кукол» для получения статуса СРО вновь созданными некоммерческими организациями. В этом случае, как никогда актуален вопрос разработки, утверждения и контроль за исполнением стандарта организации и деятельности СРО строителей. До настоящего времени сколько существовало СРО строителей, столько было и организационных структур их построения. От полной передачи исполнения функций СРО и отношений с членами на аутсорсинг, до построения собственной структуры СРО для исполнения всех функций, обязанностей и прав.
Надо так выстраивать систему СРО, чтобы исключить конкуренцию между ними
Мне непонятно, чем руководствовались авторы закона, когда приняли половинчатое решение по групповому построению субъектной системы саморегулируемых организаций. Какой в этом смысл? Кто настоял именно на этой неработающей схеме? Я с облегчением вздохну, если окажется, что это своеобразное решение на короткий переходной период времени, связанный с будущим решением регионального построение СРО проектировщиков и изыскателей. И их присоединения в регионах к региональным СРО строителей и объединения НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Сегодня проектные и изыскательские организации в субъектах РФ фактически рассыпаются из-за полного отсутствия контроля над их деятельностью со стороны СРО проектировщиков и изыскателей. Иначе, по предложенному сейчас образу построения СРО в субъектах РФ можно предложить создать на уровне Российской Федерации два или три национальных объединений строителей, работающих отдельно друг от друга, устанавливающих разные стандарты. Тогда СРО могли бы выбирать то национальное объединение, где им будет лучше и легче. Почему бы и нет? На этом примере видна несуразица в самом предложении.
Так почему можно иметь несколько СРО строителей в субъекте РФ при том, что НОСТРОЙ в России один? По-моему это должны быть взаимоувязанные вопросы. Как писал первый вице-президент Союза архитекторов России Виктор Логвинов, «идея конкуренции в сфере регулировании, даже с приставкой «само» подобна бредовой идее одновременного существования нескольких конкурирующих парламентов в одном государстве. Представьте, граждане сами выбирают тот парламент, который им больше нравятся. Догадайтесь, кого выберут граждане? Тех, кто принимает жесткие законы и наказывает преступников, или тех, кто меньше с них требует?
И эта незамысловатая идея, через девять лет после принятия 315-го федерального закона, наконец-то стала находить до сторонников в коридорах власти. Так начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев заявил, что «необходимо выстраивать систему саморегулируемых организаций таким образом, чтобы исключить конкуренцию между ними. В настоящее время коммерциализация и реальная коммерческая конкуренция между СРО лишает их возможности исполнять свои функции, как регулятора отношений и регулятора разрешений рисков в осуществлении деятельности членов СРО».
Задача сегодняшнего дня – это определение четкой позиции по затронутым вопросам всего саморегулируемого сообщества. Нам предстоит определиться, хотим ли мы реализации саморегулирования в том виде, в каком оно действует во всем мире на благо строительных организаций и потребителей, или готовы слепо пойти на поводу у сторонников вольных трактовок и «группового саморегулирования по-русски».
Валерий
Мозолевский, генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных